Пример реализации прикладного модуля «Кредитный портфель»

В данной статье описан проект по разработке прикладного модуля на платформе Sherp у одного из наших заказчиков. На используемых рисунках приведены тестовые данные.

В процессе деятельности компании возникла необходимость в расширении функционала корпоративной информационной системы в части управления кредитными операциями. В связи с этим было принято решение о разработке на технологической платформе Sherp нового модуля, получившего название «Кредитный портфель».

 

 

Требования к модулю

Разрабатываемый модуль должен был решать следующие задачи:

  • управление кредитными договорами предприятия, включая различные типы договоров (кредит, кредитная линия, банковская гарантия);
  • учет документов (скан – копий) кредитного договора;
  • формирование платежного календаря погашения основного долга и процентов по нему;
  • внесение фактических платежей в соответствии с графиком платежного календаря, а также управление планируемыми платежами;
  • управление залоговыми объектами, предоставленными в обеспечение по кредитам (ввод – вывод объектов залога, привязка объектов залога к нескольким договорам);
  • ведение договоров поручительства, предоставленных в обеспечение по кредитам;
  • управление ковенантами по кредитным договорам (внесение, периодический мониторинг);
  • управление санкциями к нарушению ковенант;
  • управление кросс-дефолтами;
  • предоставление отчетности в установленной форме;
  • аналитическое представление состояния кредитного портфеля в разрезе различных параметров договора.

Реализация модуля

В процессе разработки нами был реализован интерфейс модуля, изображённый ниже:

Где:

  • «Меню кредитного менеджера» – меню для просмотра и выбора доступных операций с данными;
  • «Рабочая область» – окно, в котором производятся манипуляции с данными.  

Структура долгового обязательства имеет вид:

Реестр долговых обязательств (ДО) представляет собой браузер с перечнем кредитных договоров, доступных пользователю с учетом его прав доступа:

Карточка договора позволяет внести параметры договора, на основе которых будет происходить формирование платежного календаря:

Добавление информации по выборкам кредитного договора происходит в меню «Выборки»:

В данном разделе каждая выборка по договору (траншу – для кредитных линий) фиксируется отдельной строкой. В столбце «Сумма выборки» настроено суммирование, итог можно увидеть внизу таблицы и, таким образом, проверить корректность внесенных данных:

Формирование платежного календаря происходит в меню «Начисления» по команде «Сформировать график погашения ОД»:

Во вкладке «Управление графиками платежей» появится график погашения ОД (поле 1 на рисунке ниже):

При необходимости можно отредактировать платежи (поле 2), выбрав команду «Изменить планируемый платеж». Также можно добавить новые планируемые платежи или удалить ненужные:

Аналогично происходит формирование графика погашения процентов. Система рассчитает даты платежей, начиная с первой указанной даты, прибавляя указанный период. Последней датой будет «Планируемая дата прекращения обязательств», приходящая из условий договора. Каждый платеж будет равен сумме начисленных за период процентов, которую рассчитала система.

Внесение фактических платежей осуществляется через меню «Провести платеж» или «Внести фактический платеж». Также платежи можно перевести в другие статусы: просрочено, капитализировано, отложено.

В системе возможно добавление отсканированных копий документов для любых типов договоров (вкладка «Документы»):

Отдельно можно выделить и управление залогами в системе. В договоре залога добавление объекта залога происходит через меню «Объекты залога» по команде «Добавить объект залога», при этом один и тот же объект залога может быть прикреплен к разным договорам:

При добавлении необходимо заполнить реквизиты объекта залога:

Модуль «Кредитный портфель» также позволяет следить за ведением ковенантов в нашей системе.

Процесс по ведению ковенантов делится на два этапа: заведение (регистрация) ковенантов и регулярный мониторинг выполнения их условий.

При заполнении ковенанты необходимо распределить по типам и видам, в соответствии с классификацией, предусмотренной в системе:

  • Финансовые ковенанты – условия, по которым оценивается финансовое состояние заемщика; характеризуются числовыми показателями, основанными на данных из различных отчетов. Признаком классификации финансовых ковенантов является источник информации, на основе которого финансовый менеджер оценивает соблюдение условий ковенанта: баланс, отчет о финансовом результате, об изменении капитала, о движении денежных средств и приложение к балансу и т.д. Также выделяется группа коэффициентов и составных показателей, которые оценивают экономическое состояние заемщика.
  • Поведенческие ковенанты – условия, регулирующие прочую деятельность заемщика (предоставление отчетов, дисциплина, своевременность выполнения и другие обязательства, согласованные по договору).

Предусмотрен регулярный мониторинг выполнения условий ковенантов кредитными и финансовыми менеджерами бизнесов. Во время внесения каждого ковенанта в системе происходит автоматический расчет контрольных точек и формирование календаря мониторинга условий ковенантов.

Расчет производится на основе срока действия ковенанта, даты начала мониторинга и периодичности. Таким образом, по каждому ковенанту формируется перечень контрольных дат, в которые необходимо указать статус соблюдения условий ковенантов (исполнен/не исполнен):

Каждый внесенный ковенант необходимо сопоставить с санкциями, которые предусмотрены в договоре. Для этого сначала формируется реестр возможных санкций, затем в каждом ковенанте выбираются санкции из реестра (реестр формируется для договора).

Отчетность кредитного портфеля сгруппирована по смысловому признаку: